evg_berg (evg_berg) wrote,
evg_berg
evg_berg

Дураки и дороги.

Идею создания железнодорожного маршрута для доставки грузов из Китая в Европу обсуждают уже давно.
Несмотря на то, что железнодорожная доставка дороже морской, скорость доставки грузов и, соответственно, скорость оборота денежных средств, оказывает существенное влияние на экономику перевозок.
В России практически всегда говорят о маршруте "нового шелкового пути", идущем через Россию. Но есть и альтернативные варианты. Сегодня на Ленте появилась статья "Турция и Китай договорились доставлять грузы в Европу в обход России" Статьи о Транскаспийском транспортном коридоре периодически всплывают в разних СМИ. Маршрут коридора разный, зависит от страны происхождения СМИ. То это маршрут через Украину - информация подавалась, сами понимаете, украинским СМИ , то через Турцию. Общая черта этих маршрутов - они создаются так, чтобы обойти территорию России. Других внятных обоснований почему надо вести перевозку не по сухопутному равнинному маршруту, а по маршруту через Закавказье, да еще с двумя, а то и с тремя перегрузками в морских портах, нет.

Во-первых маршрут через Россию является практически прямой линией. Если на Гугль-мапс задать измерение расстояния между Гонконгом и Парижем, то прямая пройдет вблизи городов Урумчи-Астана-Казань-Москва-Берлин-Париж. Конечно, железные дороги проложены не совсем там, где проходит эта прямая, но отклонения незначительны.
Во-вторых в России накоплен богатый опыт по вождению маршрутных составов. В основном это маршруты по перевозке угля, калийных удобрений и руды с Урала и Кузбасса в порты Балтики и Мурманск. Из того же Казахстана водят маршруты с нефтью через Астрахань и Волгоград . Причем освоено вождение длинносоставных поездов, что значительно повышает пропускную способность дороги. Ничего подобного в Закавказье не делают, а рельеф местности создает большие проблемы для вождения таких составов.
В-третьих как бы не хотели европейские политики избавиться от влияния России, бизнес всегда "возвращает их на путь праведный". Так было и во времена СССР со знаменитым контрактом "газ-трубы", так было с Северным потоком, получившим неожиданное ускорение после газовой войны 2008-2009г, то же самое происходит с проектом Северный поток-2 и договоренностями об использовании газопровода OPAL.

Единственное, что реально мешает успеху этого проекта - неспособность руководства РЖД заниматься делом. Когда руководитель госкомпании делил свое время между заботами о сокращении невыгодных пассажирских перевозок и поездками за благодатным огнем, ничего хорошего ждать не приходилось. Разговоры идут уже более 10 лет без видимого результата, основная проблема - низкая средняя скорость движения составов. Чего ожидать от нового главы пока не ясно, я бы не сказал, что все в восторге от работы Росавтодора, которым он руководил в 2004-2009г. Только по этим причинам до сих пор не реализован проект, обещающий солидные финансовые и политические дивиденды, а так же транспортную инфраструктуру, которая могла бы использоваться и для нужд российской экономики.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments